СпецСтройАльянс

Стройте вместе с нами

Проигрыватели СССР

Хорошо забытое
старое: виниловый проигрыватель и пластинки возвращаются

Значительная доля новых альбомов из чарта Billboard 200 сегодня выходит и на виниле. Часто их выпускают в эксклюзивном оформлении, ведь огромный размер пластинки и конверта позволяет добавить множество дизайнерских элементов. Иногда прилагается расширенный буклет, вкладыш с текстами песен, плакат группы — многие релизы за счет этого имеют коллекционную ценность. Звуковая составляющая также отличается: музыканты включают в альбомы на пластинках дополнительные композиции, бонус-треки, акапеллы. Нередко особый дизайн получает и сама пластинка: штампуется из цветного материала или по технологии picture disc, с применением фосфоресцирующей краски или разными впечатанными штуками.

Причем в последнее время винил выступает в качестве «премьерного» носителя: издатели сначала выпускают пластинки, потом CD, и лишь затем альбом появляется на iTunes и подобных цифровых сервисах. Появляются отдельные лейблы, которые специализируются исключительно на виниле.

Интерес к винилу у рядового слушателя стал расти с 2007 года. В этом году был учрежден международный праздник «День музыкального магазина». Продавцы музыки по всему миру делают в этот день большие скидки на свой ассортимент, в первую очередь на винил. В 2018 году, впервые за семь лет, пластинки и диски принесли лейблам больше денег, чем интернет-продажи.

Почему пластинки и проигрыватель снова в моде?

Возвращение винила и проигрывателей — не только дань ностальгии. Доступность музыки в интернете снижает ее ценность. При желании, за пару часов можно скачать неплохую коллекцию альбомов любых стилей. Винил же стал убежищем для тех, кто хочет вернуть себе радость от приобретения нового релиза и создания собственной коллекции.

Электромеханический способ воспроизведения музыки делает ее ближе к слушателю: сигнал идет напрямую по аналоговому тракту, без преобразования в «бездушные» нули и единицы. На этой почве в индустрии наметился рост продаж аудиокассет и даже магнитных лент для катушечных магнитофонов — вернулись и эти монструозные аппараты! За последние годы на пленке выпустили альбомы Lady Gaga, The Black Keys, Ryan Adams и другие. На выставках аудиофильской техники рядом с проигрывателями теперь красуются Hi-End катушечные магнитофоны.

Винил же сформировал свою культуру прослушивания — не для фона, а для погружения. Пропустить трек, как на смартфоне, здесь не получится. А если проиграть еще раз только что звучавший — пластинка будет изнашиваться неравномерно. Поэтому альбомы слушаются целиком, причем, по понятным причинам, только дома. Некоторые под это дело оборудуют целые комнаты.

Покупая проигрыватель, меломан сознательно обрекает себя на десятки ритуалов. Взять конверт, достать пластинку, поставить на проигрыватель, протереть антистатической щеткой, опустить иглу — и это только для того, чтобы включить воспроизведение. Как правильно ухаживать за пластинками — огромная тема, вызывающая бурные многолетние дискуссии на форумах. Однако многим недостает именно этой стороны увлечения музыкой.

Наконец, проигрыватель винила стал модным домашним аксессуаром. Он все чаще мелькает в кадре кино и сериалов, его используют как элемент интерьера. Производители выпускают проигрыватели с уникальным дизайном, экспериментируя не только с оформлением классического корпуса, но и с конструктивными элементами — так, например, была выпущена модель с левитирующим на магнитах диском, который раскручивает пластинку повиснув в воздухе.

Большое число меломанов покупает винил ради звука. Бытует мнение, что цифровые записи звучат по-цифровому холодно, а пластинки по-аналоговому тепло. За уникальным звучанием гоняются и аудиофилы, и рядовые слушатели. В чем его волшебство?

Виниловый звук: в чем волшебство?

Цифровой сигнал представляет собой как бы описание аналогового — каждая секунда сигнала разбивается на тысячи коротких отрезков и в каждом из них замеряется уровень. Количество отрезков — это частота дискретизации. В стандарте CD таких отрезков 44100 в каждой секунде. Уровень замеренного сигнала хранится в группах битов, кратных четырем, стандарт CD — 16 бит. Эта информация записывается в цифровой аудиофайл и при его считывании восстанавливается в звук.

44,1 кГц — это много или мало? Некоторые меломаны считают, что мало, поэтому слушают Hi-Res аудио в разрешении до 24 бит\192 кГц. И даже его некоторые считают все равно менее качественным, чем аналоговый звук, поскольку какой бы плотной ни была частота дискретизации, часть информации все равно потеряется.

Но в этой теории есть слабые места. Во-первых, 99% всей современной музыки делается на компьютере. Инструменты и вокал изначально записываются в виде нулей и единиц. Соответственно, на подавляющее большинство современных пластинок записан именно цифровой звук. Во-вторых, слепые тесты показывают, что даже музыканты и композиторы уже не слышат разницу между всем, что выше 16 бит\48 кГц. Поэтому некоторые придерживаются другой теории: цифровой звук, наоборот, слишком насыщен информацией. Аналоговый тракт же позволяет отфильтровать лишнюю.

На самом деле вся эта эзотерика совершенно не нужна, чтобы объяснить то, что звучание винила отличается от цифровых записей. Винил действительно звучит по-другому, и причина в самой технологии.

Особенности звука винила

Бас. Для пластинок делают специальный мастеринг, уделяя большое внимание басовой области, чтобы избыточные низкие частоты с большой амплитудой не выбили иглу звукоснимателя из дорожки. Собственно, сам процесс мастеринга появился вместе с пластинками в начале прошлого века и преследовал ровно те же цели. Как минимум, из трека вырезают все частоты ниже 50 Гц. Все, что до 120 Гц, превращают в моно. Это убирает из звука саббас, который не может воспроизвести большинство домашней акустики, зато бас, который остается, становится более громким, четким и монолитным.

Высокие частоты. Цыкающий вокал и стреляющие верхами тарелки также могут выбить иглу из дорожки. Вокал обрабатывается де-ессером, смягчающим звуки типа «с», «ц», «з», тарелки делаются мягче, приглушаются слишком резкие и яркие звуки. У трека возле «яблока» пластинки иногда вообще обрезают все, что выше 12 кГц. Все эти действия действительно делают звук несколько глуше, что может восприниматься как «теплее».

Динамика. Технические ограничения позволили винилу окопаться в стороне от войны громкости — так называется соревнование лейблов в издании записей, звучащих как можно более громко. Громкость достигается с помощью сужения динамического диапазона трека. Сначала его компрессируют «снизу», а потом додавливают «сверху» лимитером, который обрезает сигнал до нужных значений. В итоге звук получается громким, но плоским и зажатым, а если слушать его долго, устают уши. Альбом Death Magnetic группы Metallica вышел таким громким, что в звуке даже присутствовал клиппинг — высокочастотный шум, щелчки и другие искажения, являющиеся артефактами работы лимитера на экстремальных настройках. На винил чисто технически не получится записать трек такой громкости. Поэтому часто он действительно звучит чище и динамичнее.

Призвук проигрывателя. Пластинка лежит на опорном диске, его вращает двигатель, и низкочастотный гул его работы, так называемый «рокот», передается к пластинке. Конечно, в современных проигрывателях он сведен к минимуму и практически не слышен, но это не значит, что его нет. Также мотор не может крутиться идеально ровно, поэтому в звуке будут присутствовать почти неуловимые на слух микроколебания скорости вращения пластинки — это называется «детонация». Способ снятия звука с пластинки также не идеален, дуговое движение иглы по пластинке приводит к так называемой «угловой ошибке», проявляющейся хоть и незначительными, но искажениями.

Аналоговый тракт сильно влияет на звучание пластинки. Звук, снятый иглой, поступает в фонокорректор — специальное устройство, которое восстанавливает по-особому искаженный звук, записываемый на пластинку. Дело в том, что даже после специального мастеринга на диск просто не поместится полноценный альбом — дорожки будут слишком широкими. Поэтому звук корректируют перед записью и восстанавливают при воспроизведении фонокорректором. Далее сигнал поступает в усилитель. Каждый из этих приборов вносит в звук свой окрас и искажения.

Состояние самой пластинки влияет на звук. Чем чаще и активнее проигрывается пластинка, тем больше «стираются» высокие частоты. Даже потрескивания от царапин и пыли многие меломаны относят к теплоте тембра.

Винил или цифра?

Цифровая запись звучит намного достовернее и каждый раз одинаково, что некоторые расценивают как безжизненность. Виниловый тракт любят как раз за то, что он вбирает настолько много случайных факторов, что одинаково точно воспроизвести записанный сигнал дважды практически невозможно.

В итоге, что звучит лучше, музыкальнее и дарит большей впечатлений, каждый решает для себя сам. Большинство все равно предпочитает цифровую музыку: ее удобнее слушать, можно брать с собой, она отлично звучит на хорошей акустике.

Тем не менее, рынок винила растет с каждым годом. В интернете сформировались тематические сообщества, наполненные полезной информацией для новичков. Стала доступнее и цена вопроса. Приличный проигрыватель с фонокорректором будет сопоставим по стоимости с игровой приставкой, а за цену некоторых игр можно купить сразу несколько альбомов. Появились недорогие модели «все в одном», позволяющие оживить старую коллекцию пластинок. Благодаря снизившемуся порогу вхождения к виниловому хобби приобщились миллионы новых фанатов.

Какой выбрать проигрыватель винила: рейтинг из ТОП-10 проигрывателей винила времен СССР

ТОП-10 проигрывателей винила времен СССР

Фото Название Рейтинг Цена
Советские проигрыватели винила премиум-класса
#1 Арктур-006 Стерео

⭐ 100 / 100

4 — голоса

Узнать цену
#2 Корвет-038-стерео

⭐ 99 / 100

2 — голоса

Узнать цену
#3 Эпос-001-стерео

⭐ 98 / 100

Узнать цену
Проигрыватели среднего сегмента
#1 Эстония ЭП-010С

⭐ 100 / 100

1 — голос

Узнать цену
#2 Вега ЭП-122

⭐ 99 / 100

Узнать цену
#3 Электроника Б1-01

⭐ 98 / 100

Узнать цену
Лучшие недорогие проигрыватели
#1 Ария 102 Стерео

⭐ 100 / 100

1 — голос

Узнать цену
#2 Вега 002

⭐ 99 / 100

Узнать цену
#3 Вега ЭП-110С

⭐ 98 / 100

1 — голос

Узнать цену
#4 Радиотехника 001

⭐ 97 / 100

2 — голоса

Узнать цену

Какой бы вы выбрали проигрыватель винила или посоветовали?

Принять участие в опросе

Лучшие недорогие проигрыватели

Недорогие виниловые проигрыватели винила советского периода представляют собой простые устройства начального уровня. Они имеют минимум функций и собраны на транзисторах. Но и цена у этой техники очень привлекательная и редко превышает 5 000 – 7 000 рублей. Это позволяет новичку понять без серьезных затрат, стоит ли вообще развиваться в этом направлении и приобретать более солидную технику для проигрывания пластинок.

Виниловый проигрыватель Ion

Рассмотрим несколько советских виниловых проигрывателей начального уровня.

4. Радиотехника 001

Радиотехника 001 – виниловый проигрыватель времен СССР, который отвечает всем современным требованиям к подобным устройствам. Управление тут довольно простое. Но главное достоинство модели совсем не в нем – при воспроизведении она обеспечивает хорошую передачу оттенков звука.

Впрочем, в бочке меда не обошлось без ложки дегтя — Радиотехника 001 имеет малый диапазон частот, из-за чего плохо воспроизводит басы.

Встроенные динамики у проигрывателя отсутствуют.

Стоит модель 001 от 3 500 до 5 000 рублей. Это очень неплохая цена для подобного устройства.

Радиотехника 001

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 31,5 до 16 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 10 мН;
  • динамики – внешние, не входят в комплект;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 10 кг;
  • размеры – 430×330х160.

Плюсы

  • невысокая цена;
  • хорошая передача звука.

Минусы

  • относительно небольшой частотный диапазон;
  • устройство собрано полностью на транзисторах.

3. Вега ЭП-110С

Относительно недорогой проигрыватель. Имеет очень простое управление и звук среднего качества. Встроенные колонки отсутствуют.

На вторичном рынке стоимость устройства находится в диапазоне от 2 000 до 4 000 рублей.

Вега ЭП-110С

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 31,5 до 16 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 10 мН;
  • динамики – внешние, не входят в комплект;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 10 кг;
  • размеры – 430х380х130 мм.

Плюсы

  • невысокая цена;
  • хорошая передача звука.

Минусы

  • относительно небольшой частотный диапазон;
  • устройство собрано полностью на транзисторах.

2. Вега 002

Вега 002 – советский виниловый проигрыватель со встроенным усилителем мощности, который предназначен для работы с внешними колонками. Его отличительная особенность – наличие нескольких режимов работы (в том числе для воспроизведения музыки, речи, проигрывания звука в наушниках). Они переключаются расположенными в правой части устройства кнопками. В комплект входят 2 колонки.

Главный недостаток проигрывателя – частотный диапазон (40 Гц – 18 000 кГц), который не очень хорошо воспроизводит низкие частоты. А главное достоинство – низкая цена. Устройство без колонок можно найти на вторичном рынке всего за 3 000 – 4 000 рублей. Покупка с акустической системой обойдется в 7 000 – 8 000 рублей. Однако она этих денег не стоит: колонки не очень хорошего качества.

Вега 002

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 40 до 18 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 10 мН;
  • динамики – внешние, входят в комплект;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 16 кг;
  • размеры – 485х195х355 мм (без колонок).

Плюсы

  • невысокая цена;
  • наличие нескольких режимов воспроизведения.

Минусы

  • относительно небольшой частотный диапазон звука;
  • устройство собрано полностью на транзисторах;
  • комплектные колонки не очень хорошо воспроизводят звук.

1. Ария 102 Стерео

Один из самых популярных проигрывателей позднего советского периода. Увидел свет в 1986 году и выпускался производственным объединением «Радиотехника». Предназначен для воспроизведения стереофонических пластинок. Имеет очень простое управление, которое состоит из 4 кнопок:

  • воспроизведение;
  • стоп;
  • поднять головку;
  • опустить головку.

Также есть колесико, с помощью которого можно регулировать скорость вращения пластинки.

Важно! Ария 102 Стерео не имеет собственных встроенных динамиков. Поэтому для прослушивания музыки с помощью этого устройства необходимы внешние колонки.

Несмотря на простоту, Ария 102 Стерео обеспечивает более высокое качество звука, чем аналогичные по стоимости модели.

На вторичном рынке стоимость Ария 102 Стерео находится в диапазоне от 2 000 до 5 000 рублей и во многом зависит от состояния устройства. Если очень постараться, то его можно найти и за 1 500 – 1 800 рублей.

Ария 102 Стерео

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 10 мН;
  • динамики – внешние, в комплект не входят;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 7,5 кг;
  • размеры – 430х335х135 мм.

Плюсы

  • невысокая цена;
  • хороший частотный диапазон.

Минусы

  • мало функций;
  • устройство собрано полностью на транзисторах.

Проигрыватели среднего сегмента

К проигрывателям среднего сегмента можно отнести устройства, которые обеспечивают наибольший комфорт при использовании и звук более высокого качества. Цена на них выше, чем на технику начального уровня. Рассмотрим несколько моделей, которые сегодня можно приобрести на вторичном рынке.

Виниловый проигрыватель Camry

3. Электроника Б1-01

Электроника Б1-01 – это набор, который состоит из следующих частей:

  • проигрыватель;
  • усилитель;
  • две комплектные колонки.

Несмотря на столь богатую комплектацию, устройство можно найти на вторичном рынке по цене от 7 000 до 10 000 рублей (чаще всего его предлагают за 8 000 – 9 000). Фирменные колонки можно сразу убрать в долгий ящик, если не требуется создать винтажный звук. А вот все остальное вполне пригодно к использованию.

Отличительная особенность модели – возможность тонкой настройки звука. Она осуществляется с помощью усилителя. Он позволяет добиться именно того частотного диапазона, который необходим слушателю. Выходная мощность усилителя составляет 60 Вт (на оба канала).

Важно! Если нет желания переплачивать за полный комплект, можно поискать только проигрыватель без усилителя и колонок. Он обойдется в 3 000 – 5 000 рублей.

Электроника Б1-01

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 10 мН;
  • динамики – внешние, входят в комплект;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 15 кг (без колонок и усилителя);
  • размеры – 170х465х385 мм (без колонок и усилителя).

Плюсы

  • хорошая комплектация;
  • фирменные колонки;
  • возможность тонкой регулировки характеристик звука.

Минусы

  • высокая цена за счет колонок и усилителя;
  • устройство собрано полностью на транзисторах.

2. Вега ЭП-122

К концу существования СССР Бердский радиозавод, известный своим брендом Вега, серьезно повысил качество своей продукции. В первую очередь это коснулось частотного диапазона. На модели Вега ЭП-122, которая увидела свет в 1990 году, он составил уже 20 – 20 000 Гц. Кроме того, повысилась достоверность передачи звука.

Что касается функционала, то на Вега ЭП-122 он минимален. Есть микролифт и автостоп, но их регулировать нельзя – эти функции работают в автоматическом режиме.

Цены на Вега ЭП-122 сильно разнятся в зависимости от состояния устройства и могут составлять от 4 000 до 10 000 рублей.

Вега ЭП-122

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 10 мН;
  • динамики – внешние, не входят в комплект;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 4,4 кг;
  • размеры – 430х112х349 мм.

Плюсы

  • хороший частотный диапазон;
  • малый вес.

Минусы

  • мало функций;
  • устройство собрано полностью на транзисторах.

1. Эстония ЭП-010С

Проигрыватель, который производился в Прибалтике и являлся аналогом японского устройства Sharp Optonica RP-7100. Главное достоинство этой модели – полная автоматизация воспроизведения. Здесь есть те же органы управления, что на кассетном магнитофоне или CD-плеере. Возможна даже перемотка с одного трека на другой. Она реализована за счет быстрого перехода головки звукоснимателя. Кроме того, в модели есть:

  • микролифт для плавного спуска головки;
  • автостоп;
  • стробоскоп для автоматического контроля частоты вращения пластинки.

Эстония ЭП-010С имеет следующие органы управления:

  • 7 кнопок, которые отвечают за воспроизводимую композицию;
  • кнопки управления тонармом;
  • регулятор скорости.

Для проигрывателя также необходимы внешние колонки, так как собственных он не имеет.

Обратите внимание! Стоит Эстония ЭП-010С от 7 000 до 12 000 рублей. Это высокая цена для вторичного рынка. Поэтому если нет уверенности, нужен ли проигрыватель винила, стоит обратить внимание на более простые модели.

Эстония ЭП-010С

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 10 мН;
  • динамики – внешние, в комплект не входят;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 12 кг;
  • размеры – 480х108х384 мм.

Плюсы

  • возможность перемотки;
  • программируемое положение тонарма;
  • хорошее качество звука.

Минусы

  • устройство собрано полностью на транзисторах;
  • высокая для вторичного рынка цена.

Советские проигрыватели винила премиум-класса

Рассмотрим три доступные сегодня на вторичном рынке модели советских виниловых проигрывателей премиум-класса.

Виниловый проигрыватель SME

3. Эпос-001-стерео

Эпос-001-стерео – проигрыватель 1985 года выпуска. К его главным достоинствам можно отнести автоматическую стабилизацию вращения диска и встроенный шумоподавитель. Благодаря этим конструктивным решением устройство обеспечивает хорошее качество звука.

Недостаток модели – высокая прижимная сила, из-за которой может наступить преждевременный износ пластинок.

Стоит Эпос-001-стерео от 8 000 до 10 000 рублей.

Эпос-001-стерео

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 18 мН;
  • динамики – внешние, в комплект не входят;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 9 кг;
  • размеры – 435х395х118 мм.

Плюсы

  • стабильное вращение диска;
  • отсутствие посторонних шумов при воспроизведении;
  • хороший диапазон.

Минусы

  • устройство собрано полностью на транзисторах;
  • игла имеет большую прижимную силу.

2. Корвет-038-стерео

Корвет-038-стерео – проигрыватель с двумя колонками в комплекте. Отличительная особенность модели – достоверная передача звуков с записи. Кроме того, она имеет более широкий частотный диапазон по сравнению с аналогичными устройствами. Правда, расширен он не в нижнюю, а в верхнюю сторону (20 Гц – 25 кГц).

Обратите внимание! Корвет-038-стерео выпустили маленькой партией, поэтому найти экземпляр в рабочем состоянии очень сложно. Если это все-таки удастся, цена на него будет составлять 20 000 рублей и более – на сегодняшний день модель является коллекционной.

Корвет-038-стерео

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 20 до 25 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 10 мН;
  • динамики – внешние, входят в комплект;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 7,62 кг (без колонок);
  • размеры – 422х165х447 мм (без колонок).

Плюсы

  • широкий диапазон;
  • достоверное воспроизведение.

Минусы

  • устройство собрано полностью на транзисторах;
  • модель сложно найти в продаже;
  • высокая цена.

1. Арктур-006 Стерео

Арктур — 006 Стерео – проигрыватель с минимальным набором функций, который обеспечивает качество звучания Hi-Fi. Он был разработан в 1983 году и предназначался для студий звукозаписи, компаний по производству пластинок.

Важно! Чтобы звук с проигрывателя класса Hi-Fi полностью раскрылся, необходимо использовать подходящие колонки и усилитель. В противном случае разница с обычным устройством может сойти на нет.

Цены на Арктур — 006 очень разные и зависят от его состояния. Минимальная составляет 5 000 – 6 000 рублей, а максимальная – 13 000 – 14 000 рублей.

Арктур-006 Стерео

Характеристики:

  • частота вращения диска – от 33 до 45 об/мин;
  • звуковой диапазон – от 20 до 20 000 Гц;
  • прижимная сила иглы – 8 — 15 мН (регулируется);
  • динамики – внешние, в комплект не входят;
  • питание – от бытовой электросети с напряжением 220 Вт;
  • вес – 12 кг;
  • размеры – 460х200х375 мм.

Плюсы

  • возможность перемотки;
  • программируемое положение тонарма;
  • качество звука уровня Hi-Fi.

Минусы

  • устройство собрано полностью на транзисторах;
  • высокая для вторичного рынка цена.

На что обратить внимание при покупке старого проигрывателя

Старая техника требует более тщательной проверки, чем новая. Вот на что следует обратить внимание:

  • целостность. Перед покупкой нужно внимательно осмотреть корпус, разъемы, регуляторы. Все это должно быть целым. На корпусе допустимы царапины, небольшие сколы. Однако прибор с более серьезными повреждениями покупать не стоит. Они могут говорить о том, что устройство роняли или ударяли. А это могло повредить его «начинку»;
  • работоспособность. Перед покупкой устройство стоит проверить. Для этого слушают 2 – 3 пластинки. При этом в ходе воспроизведения пробуют изменять различные параметры с помощью регуляторов. В ходе проверки все должно работать;
  • ремонтопригодность. Если речь идет о ламповых проигрывателях (а их тоже пока можно найти на вторичном рынке), важно, чтобы установленные в них лампы можно было заменить. Аналоги советских деталей обычно выпускают китайцы. Их можно заказать с AliExpress. Но не все лампы периода СССР имеют аналоги. Поэтому если одна из них перегорит, устройство можно будет выбрасывать. Деньги будут потрачены зря.

Видео — Покупка проигрывателя винила с рук. Что и как проверять

Преимущества и недостатки советских проигрывателей

Вот основные плюсы и минусы советских проигрывателей.

Преимущества Недостатки
Хорошее качество звука на многих моделях Часто бывают в неисправном состоянии, поэтому сложно найти подходящий экземпляр
Невысокая цена Некоторые модели отсутствуют в продаже или их очень сложно найти
В большинстве случаев ремонтопригодны Аудиовыходы часто несовместимы с современными, поэтому приходится перепаивать их или использовать переходники

Подведем итоги

Если есть желание послушать музыку на виниле, но нет желания тратиться на современное дорогое оборудование, можно приобрести проигрыватель советского периода. В настоящее время на вторичном рынке огромное количество предложений по покупке подобной техники. Стоит отметить, что в СССР выпускались даже Hi-Fi проигрыватели. При выборе устройства в первую очередь следует смотреть на его состояние и работоспособность. Обязательно нужно попробовать воспроизвести пластинку. Если все нормально, технику можно смело брать. Изделия советского периода обычно отличаются высоким качеством и надежностью, поэтому будут радовать покупателя качественным звуком еще много лет.

Видео — ТОП 10 проигрыватели винила СССР

Голосование за лучший проигрыватель винила

Какой бы вы выбрали проигрыватель винила или посоветовали?

Арктур-006 Стерео

Топ 12 советских проигрывателей винила

Топ 12 советских проигрывателей винила

Отдельно стоящие проигрыватели винила появились в СССР далеко не сразу, где-то до середины 1970-х на рынке царили электрофоны, то есть, по сути, музыкальные центры, включавшие в себя и усилители, и акустические системы. Однако в определенный момент произошел поворот в сторону компонентного аудио, и советские меломаны и любители Hi-Fi были вознаграждены за долгое ожидание. В нашей подборке – лучшие вертушки Советского Союза, среди которых много клонов европейских и японских моделей, но встречаются и оригинальные разработки.

Ария-102-стерео

Модель производства 1986 года от производственного объединения «Радиотехника». Вертушка отличалась наличием прямого привода, на легком тонарме устанавливалась ММ-головка ГЗМ-155. Присутствовал полный автостоп, обеспечивающий подъем микролифта и выключение проигрывателя. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 оборотов в минуту. Вес модели составлял 7,5 килограммов.

Эстония-010-стерео

Советский клон японского проигрывателя Optonica-7100, сложную конструкцию оригинала воспроизвели на Таллиннском заводе «Пунане-РЭТ» в 1983 году. Полностью автоматическая прямоприводная вертушка оснащена системой программируемого воспроизведения с возможностью прямого выбора и повтора трека. Весил проигрыватель 12 килограммов.

Радиотехника ЭП-101-стерео

Классический пассиковый проигрыватель с двухскоростным двигателем, автостопом и электромагнитным микролифтом, выпускался с 1983 года Рижским радиозаводом имени А.С.Попова. На боковой стороне опорного диска нанесены полоски стробоскопа, тонарм оснащен рычажной системой антискейтинга. Достаточно солидный корпус из фанеры, пластика и металла опирался на четыре антивибрационные ножки. На тонарме штатно устанавливалась головка ГЗМ-105Д, весил аппарат 10 килограммов.

Электроника ЭП-017-стерео

Вертушка с прямым приводом и полностью автоматическим управлением процессом воспроизведения. Выпускало ее Казанское НПО «Элекон» с 1985 года. Двигатель поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, весил проигрыватель 10 килограммов. Вертушка была среднего ценового класса – в 1987 году ее цена составляла 300 рублей.

Электроника Б1-04

Еще один клон капиталистического аппарата – тангенциальной вертушки Bang & Olufsen Beogram 4002. Оригинал появился в продаже в 1974 году, а в 1980 его копию под названием Электроника Б1-04 сделал Московский завод НИИ Титан. Главная особенность, это тангенциальный тонарм с программным управлением. Вес аппарата составлял 13 килограммов, но особенно внушала его цена – 750 рублей, что для 1980 года было очень дорого.

Электроника Б1-01

В данном проигрывателе явно прослеживается попытка повторить успешную конструкцию Thorens TD 125. Тонарм срисован с SME 3009, двигатель поддерживает 3 скорости вращения – 33, 45 и 16 оборотов, пассик передает вращение на небольшой суб-диск, на который, в свою очередь, надевается уже основной опорный диск. Аппарат получился солидным – 15 килограммов веса, однако, как всегда, подводило качество материалов и изготовления.

Вега ЭП-110С

Плод совместного творчества польских и советских инженеров, проигрыватель производился с 1984 года на Бердском радиозаводе. По сути, в основе его лежала модель Unitra G-602М. В проигрывателе был полный автостоп и квазисенсорное управление. Весила вертушка 10 килограммов.

Электроника-060-стерео

Данный проигрыватель выглядит совершенным клоном японских аппаратов среднего класса тех лет. Выпускалась модель московским производственным объединением Торий с 1984 года. Прямой привод с кварцевой стабилизацией, электронный тормоз, автостоп и автовозврат тонарма – полный набор передовых технологий. В комплект входила головка ГЗМ-043. Весила вертушка 10 килограммов и стоила 350 рублей.

Арктур-006-стерео

Еще один клон японской вертушки с прямым приводом, который с начала 1983 года выпускал Бердский радиозавод. Помимо импозантного внешнего вида, в арсенале были подстройка частоты вращения диска по стробоскопу, автостоп, микролифт, автовозврат тонарма. Правда, начинка также была от польской Unitra. Масса аппарата составляла 12 кг.

Радиотехника-001-стерео

Классический пассиковый проигрыватель в симпатичном деревянном коробе выпускал Рижский завод имени А.С.Попова с 1980 года. Он поддерживал две скорости вращения – 33 и 45 об/мин, в нем было сенсорное устройство управления пуском и остановкой вращения диска, совмещенное с сенсорным устройством переключения скорости. Статически сбалансированный тонарм имел систему антискейтинга, весил аппарат 12,5 килограммов.

Эпос-001-стерео

Сложный по конструкции проигрыватель выпускался с 1982 года Московским опытным заводом НИИ Дальней радиосвязи. Полностью автоматизированный тонарм с системой электронного управления, штатно устанавливаемая головка Ortofon (!), солидный корпус, прямой привод диска, кварцевая стабилизация вращения, вес 15 килограммов. Мечта советского меломана!

Корвет-038-стерео

Вершина советской аудиофильской мысли! Данная вертушка с прямым приводом производилась с 1983 года Кировским заводом «Ладога», и конструктивно она была очень близка к модели Корвет-003-стерео, впервые появившейся в 1978 году. Разработанный А.М. Лихницким тонарм с полным вязкостным демпфированием был уникальным решением для того времени. В комплект входила головка звукоснимателя ГЗМ-018 Корвет с иглодержателем из бериллия (!). Опорный диск с конусами обеспечивал минимальный контакт с поверхностью пластинки, а надежность прилегания достигалась специальным прижимом. Весил аппарат 12 килограммов. В общем, если бы советская промышленность могла обеспечить высокое качество материалов и элементной базы, то этот проигрыватель мог бы претендовать на всемирную славу.

Денис Репин

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх